Экологическое образование и образование для устойчивого развития в российской школе: настоящее и будущее

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Экологическое образование и образование для устойчивого развития в российской школе: настоящее и будущее

Научная статья

Иванова Л. Ю. к.п.н., ст.н.с.,
ведущий научный сотрудник, Сектор социальных проблем здоровья, Институт социологии ФНИСЦ РАН
Lariv2005@yandex.ru
Elibrary SPIN=3278-8070
Экологическое образование и образование для устойчивого развития в российской школе: настоящее и будущее
// Вестник Института социологии. 2017. Том 8. № 4. С. 90-112


Скачиваний статьи: 617
Рубрика: Экологическое образование в современной России

Ссылка для цитирования:
Иванова Л. Ю. Экологическое образование и образование для устойчивого развития в российской школе: настоящее и будущее // Вестник Института социологии. 2017. Том 8 № 4. C. 90-112.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2017.23.4.483

For citation:
Ivanova L. Y. Ecological studies and education in the name of stable development in Russian schools: present and future. Vestnik instituta sotziologii. 2017. Vol. 8. No. 4. P. 90-112
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2017.23.4.483

Аннотация

Позади десятилетие образования в интересах устойчивого развития. В России 2017 год объявлен Годом экологии, что и определяет актуальность рассматриваемого вопроса (история, состояние и перспективы школьного экологического образования и образования в интересах устойчивого развития (ОУР) в нашей стране). Состояние экологического образования неразрывно связано с отношением к экологической проблематике в обществе и государстве. На фоне внимания к экологическим вопросам в первой половине 90-х гг. предмет «Экология» был введён в школе как обязательный. Во второй половине 90-х гг. ситуация изменилась. На сегодня огромный багаж, накопленный ранее в области школьного экологического образования, фактически не востребован и используется только учителями-энтузиастами. Существует несоответствие между документами, утверждёнными на самом высоком уровне, и практикой экологического образования в нашей стране. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФОГС) выдвигают высокие требования к результатам образования в области экологической проблематики. Однако достижение этих результатов сомнительно. Не выстроена система экологизации школьных предметов. Предмет «Экология» является предметом по выбору в старших классах и не пользуется популярностью. По мнению экспертов, для полноценного экологического образования в школе необходим обязательный специальный предмет. Нужны, исследования эффективности различных образовательных программ и учебных пособий. В статье приводятся мнения экспертов (ведущих специалистов в области экологического образования) о его настоящем и перспективах, а также о вкладе семьи, СМИ, общественных организаций в экологическое просвещение.

Ключевые слова

экологическое образование, образование в интересах устойчивого развития (ОУР), экспертные мнения, социальные институты

Список литературы

Актуализированные ценности современного российского общества. 2015 / Отв. ред. И. А. Халий. М.: Институт социологии РАН, 2015. 273 с. Официальный сайт ИС РАН. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=4061 [Дата посещения: 26.12.2016].

Асмолов А. Г. 2009. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. № 4. С. 18–22.

Всемирная конференция ЮНЕСКО по образованию для устойчивого развития. 2009. URL: http://www.geogr.msu.ru/hesd/docs/conf_UNESCO.pdf. [Дата посещения: 26.12.2016].

Гагарин А. В. 2011. Экологическая компетентность личности: психолого-акмеологической исследование. М.: Российский университет дружбы народов. 158 с.

Глазачев С. Н., Косоножкин В. И. 2009. Введение в экологию. Образовательный модуль: учеб.-метод. материалы для студентов. Кн. 2. Социальная экология. Концепция устойчивого развития. Устойчивое развитие России. Оценка экологической опасности. Оценка качества окружающей среды. М.: Изд-во МГОУ. 109 с.

Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды. 1972 // Веб-сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml [Дата посещения: 26.12.2016].

Доклад «Живая планета 2012 г.» Как спасти Землю? 2012. URL: http://www.km.ru/nauka/2012/06/08/doklad-zhivaya-planeta-2012-kak-spasti-zemlyu [Дата посещения: 26.12.2016].

Ермаков Д. С. 2016. Экологическая грамотность учащихся: теория и практика // Биология в школе. № 5. С. 52–59.

9. Ермаков Д. С., Суравегина И. Т. 2005. Экологическое образование: от изучения экологии – к решению экологических проблем: монография. Новомосковск: НФ УРАО. 142 с.

Загвоздкин В. 2009. О стандартах второго поколения // Народное образование. № 7. С. 9–20.

Захлебный А. Н. 1986. На экологической тропе: (опыт экол. воспитания). М.: Знание. 77 с.

Захлебный А. Н. 2014. Перспективы развития экологического образования в России во втором десятилетии ХХI века // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. № 4. C. 3–7.

Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. 2013. Проектируем курс «Экология» для старшей ступени школы // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: материалы Междунар. науч.- практ. конф. (31 окт.–1 нояб. 2013 г.). Нижний Новгород: НГПУ. C. 20–27.

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. 1996. // Веб-сайт «Гарант». URL: http://docs.cntd.ru/document/9017665 [Дата посещения: 26.12.2016].

Корякина Н. И. 2014. Школа устойчивого развития: проблемы и перспективы // Бюллетень Центра экологической политики России и института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации «На пути к устойчивому развитию». № 67. С. 38‑44. URL: http://www.ecopolicy.ru/upload/File/Bulletins/B_67_all.pdf [Дата посещения: 9.01.2017].

Медоуз Д. Х., Медоуз Д. Л., Рандерс Й. 1994. За пределами роста: предотвратить глобальную катастрофу. Обеспечить устойчивое будущее : учеб. пособие / Под ред. Г. А. Ягодина. М.: Прогресс, Пангея. 302 с.

Национальная стратегия образования для устойчивого развития в РФ. 2005 // UNECE. URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/esd/Implementation/NAP/RussianFederationNS.r.pdf [Дата посещения: 26.12.2016].

Наше общее будущеее. 1987 // Устойчивое развитие. URL: http://устойчивоеразвитие.рф/files/monographs/OurCommonFuture-introduction.pdf [Дата посещения: 9.01.2017].

Об охране окружающей среды (с изм. на 3 июля 2016 г.) // Веб-сайт «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/901808297 [Дата посещения: 26.12.2016].

Образование в интересах устойчивого развития в международных документах и соглашениях. М.: ЭКО-Согласие, 2005./ URL: http://www.ecoaccord.org/edu/edu_docs_ru.pdf [Дата посещения: 9. 01.2017].

Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 г. 2012 // Веб-сайт «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70169264/ [Дата посещения: 26.12.2016].

Печчеи А. 1985. Человеческие качества / Общ. ред. и вступ. ст. Д. М. Гвишиани. М.: Прогресс. 312 с.

Повестка дня на XXI в. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года // Веб-сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21 [Дата посещения: 26.12.2016].

Указ Президента РФ от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» // Веб-сайт «Гарант». URL: http://base.garant.ru/193388/ [Дата посещения: 26.12.2016].

Устойчивое развитие: новые вызовы: учебник для вузов / Под общ. ред. В. И. Данилова-Данильяна, Н. А. Пискуловой. М.: Аспект Пресс, 2015. 334 с.

Устойчивое развитие и экологизация школьного образования / Сост. и отв. ред. Н. М. Мамедов. М.: Ступени, 2003. 283 с.

Федеральный единый государственный образовательный стандарт начального общего образования (1‑4 кл.). 2011. URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 [Дата посещения: 26.12.2016].

Федеральный единый государственный образовательный стандарт основного общего образования 2010 (с изм. на 31 декабря 2015 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/902254916 [Дата посещения: 26.12.2016]; http://base.garant.ru/55170507/ [Дата посещения: 26.12.2016].

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10‑11 кл.) 15 июня 2012 г. URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2365 [Дата посещения: 26.12.2016].

Черкашин А. А., Уланова О. В. 2013. Экологическое образование в России в рамках концепции устойчивого развития // Веб-сайт «ЭКА». URL:http://ecamir.ru/experts/Ekologicheskoe-obrazovanie-v-Rossii-v-ramkah-kontseptsii-ustoychivogo-razvitiya.html/ [Дата посещения: 26.12.2016].

Экологическая доктрина Российской Федерации. 2002 // Веб-сайт НП «ЮНЕПКОМ». URL: http://www.unepcom.ru/publications/eco-doctrina [Дата посещения: 26.12.2016].

Яблоков А. В. 2012. «Зеленое» движение и экологические проблемы России // Астраханский вестник экологического образования. № 2 // Веб-сайт «Зеленое» движение и экологические проблемы России. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zelenoe-dvizhenie-i-ekologicheskie-problemy-rossii [Дата посещения: 26.12.2016].


Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2017. Vol. 8. No. 4