«Новая парадигма» в социологии религии: Pro et Contra

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

«Новая парадигма» в социологии религии: Pro et Contra

Научная статья

Руткевич Е. Д., к.филос.н., доц., ведущий научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН,
ORCID ID=0000-0002-4082-7198
Elibrary SPIN=7171-4968
«Новая парадигма» в социологии религии: Pro et Contra
// Вестник Института социологии. 2013. Том 4. № 1. С. 207-233


Скачиваний статьи: 992
Рубрика: Вопросы теории

Ссылка для цитирования:
Руткевич Е. Д. «Новая парадигма» в социологии религии: Pro et Contra // Вестник Института социологии. 2013. Том 4 № 1. C. 207-233.


For citation:
Rutkevich E. D. «New Paradigm» in The Sociology of religion: Pro and Contra. Vestnik instituta sotziologii. 2013. Vol. 4. No. 1. P. 207-233

Аннотация

В статье рассматривается «новая парадигма» в социологии религии, возникающая в противовес теориям секуляризации или «старой парадигме». С. Уорнер был первым, кто сформулировал происходящие в социологии религии изменения в терминах сдвига от «старой», берущей начало в европейском контексте теоретической «парадигмы» к «новой парадигме», возникающей в США, поскольку религиозная история США с её огромным многообразием не вписывалась в теорию секуляризации. Теория рационального выбора и религиозной экономики – составные части «новой парадигмы». В основе противостояния «новой» и «старой» парадигм – разный подход к решению вопроса о том, как следует изучать религию, как к ней относиться, какие тенденции являются доминирующими в мире: секуляризация или сакрализация, падение или рост религиозности, что представляет собой «исключение из правила» – религиозная Америка или секулярная Европа и т. д. Прекращается доминирование тренда секуляризации, а в рамках последнего происходит обратное движение, пересматриваются старые, возникают новые, более «мягкие», приближенные к реальности теории нео- и контрсекуляризации, склонные к конвергенции с новой парадигмой, с теорией рационального выбора религии и другими теориями. Старые статичные теории находятся в процессе активной реконструкции. Налицо динамика и оживление всего поля социологии религии, что приветствуется многими, и в этом большой плюс. Хотя и сегодня есть стойкие сторонники «старой парадигмы» и принципиальные критики «новой парадигмы», большинство социологов считают, что европейскую религиозность следует рассматривать в контексте не секуляризации, а сдвига от традиционной к нетрадиционной религиозности. В целом же «европейские социологи, даже постмодернистского направления, согласны с центральными положениями и утверждениями, особенно относительно религиозного «предложения», возникающего в качестве реакции на потребности религиозных «потребителей» и «искателей».

Ключевые слова

«новая парадигма», рациональный выбор, религиозная экономика, «старая парадигма», религиозная мобилизация, сдвиг парадигм, секуляризация, американская религия, религиозный рынок, возрождение религии, десекуляризация


Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2013. Vol. 4. No. 1