Корпоративное образование в российских компаниях: социологический анализ

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Корпоративное образование в российских компаниях: социологический анализ

Научная статья

Симакова А. А. Институт социологии ФНИСЦ РАН, anna_litvinenko@mail.ru
Корпоративное образование в российских компаниях: социологический анализ
// Вестник Института социологии. 2012. Том 3. № 1. С. 166-181


Скачиваний статьи: 647
Рубрика: Практики образования и просвещения

Ссылка для цитирования:
Симакова А. А. Корпоративное образование в российских компаниях: социологический анализ // Вестник Института социологии. 2012. Том 3 № 1. C. 166-181.


For citation:
Corporate education in Russian companies: sociological analysis. Vestnik instituta sotziologii. 2012. Vol. 3. No. 1. P. 166-181

Аннотация

В предлагаемой работе анализируется практика ряда российских компаний в отношении сложившейся в них системы корпоративного образования. Работа основана на исследовании практик корпоративного образования в российских компаниях. Рассматривается ряд аспектов корпоративного образования: направленность и результативность, формы и методы обучения, мотивация руководителей и персонала к обучению, взаимозависимость обучения и карьеры. Обучение позволяет не только повышать уровень знаний работников и вырабатывать требуемые профессиональные навыки, но и формировать у них такую систему ценностей и установок, которые соответствуют сегодняшним реалиям и поддерживают рыночную организационную стратегию. Анализ процесса институционального оформления системы корпоративного образования в современной России, основанный на изучении существующей в этой области научной литературы, показывает, что в настоящее время в России активно формируется общественная потребность в качественном профессиональном образовании. Исследование показало, что сегодня корпоративное образование занимает определённую нишу на российском рынке образовательных услуг. Его задача заключается в том, чтобы способствовать удовлетворению потребности в обучении сотрудников с помощью разнообразных программ, как по профилю работы специалиста, так и направленных на развитие его личности. Корпоративное образование способствует качественному улучшению работы сотрудников, прошедших данные программы, а также увеличивает интеграцию персонала компании. Существенным недостатком современного корпоративного образования является обучение персонала в отрыве от многих остальных процессов, которые непосредственным образом должны были быть с ним связаны. Среди них: мониторинг карьеры обученных сотрудников, их карьерный рост, работа с кадровым резервом. Отсутствие подобных практик может свидетельствовать о существенном несовершенстве системы корпоративного образования. Проблемой также является отсутствие законченного цикла обучения: начиная от диагностики потребностей в обучении и заканчивая мониторингом его результатов.

Ключевые слова

корпоративное образование, руководители компаний, образование и карьера, активные методы обучения, эффективность обучения

Список литературы

 

  1. Магура М. И., Курбатова М. Б. Организация обучения персонала компании. М.: Управление персоналом, 2003.

  2. Непрерывное образование в экономическом и политическом контекстах / Отв. ред. Г. А. Ключарёв. М.: ИС РАН, 2008.

  3. Кудрявцева Е. И., Козин А. А. Корпоративное обучение как современная форма повышения квалификации персонала организации // Теория и практика управления. 2006. № 2 (7).

  4. Козина И., Баскакова М., Московская А. и др. Состояние социально-трудовых отношений в России: проблемы трансформации и методы измерения. 2009 (рукопись).

  5. Караман Е. В. Институционализация корпоративного образования в современной России: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.04. Екатеринбург, 2009.

  6. Ананченкова П. И., Фокина Н. В. Оценка готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности // Труд и социальные отношения. 2009. № 9.


Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2012. Vol. 3. No. 1